Шпалы деревянные пропитанные, Рельсы, шпалы, материалы ВСП, железнодорожное оборудование
  Главная      Новости      О компании      Прайс-лист      Контакты   
Главная / Статьи / Шпалы деревянные
 назад   вверх

Шпалы деревянные пропитанные

Всем известно, что железная дорога состоит из рельсов и опор для них. Начиная с самого начала железнодорожных путей и по настоящее время в своем большинстве используются шпалы деревянные пропитанные. Изготавливают их из таких деревьев как сосна, пихта, ель, береза, лиственница. Стоит отметить, хвойное дерево, приходит в негодность быстрее, чем лиственница. Для продолжения времени работоспособности шпалы из дерева подвергают разному виду обработки и пропитки. На длительность работы влияют метеорологические условия и механические воздействия.

Деревянные шпалы, пропитанные специальными составами, при всей своей готовности имеют свои недостатки и достоинства. Так к недостаткам можно отнести быстрое гниение материала в местах соединения с рельсами, к достоинству относятся свойства дерева, как диэлектрика. Легкость обработки материала, механические свойства, упругость, отличное взаимодействие с покрытием на котором они установлены, все это относятся к их положительным свойствам.

Достоинством шпал, изготовленных из дерева, является свойство упругости, легкость работы с материалом, способность материала к устойчивости при изменениях температуры воздуха, больших перепадов температур. Благодаря своим положительным свойствам, их разрешено применять без каких либо ограничений. На участках железной дороги с крутыми поворотами применяются только шпалы деревянные пропитанные, они прекрасно взаимодействуют с покрытием, из которого изготовлена насыпь. Их укладывают под рельсы и на новостройках, на земляную насыпь, на грунт вечной мерзлоты, на участках, где часто перевозятся тяжелые грузы.

Производство пропитанных деревянных шпал в России имеет три различия по длине, они бывают, 2,75 метра, 2, 8 метра и 3 метра. Существует специальное определение, Эпюра, оно включает в себя понятие количества уложенных шпал на длину пути, за единицу пути применяется 1 километр. Эпюра в разных странах различная, ее величина на единицу пути может быть от 1000 штук до 2200 штук. Российский стандарт укладки в зависимости от условий и сложности принимается в четырех величинах: 1840 штук, 1440 штук, 1600 штук,2000 штук.

Основной стандартной эпюрой для России является 920 на 500 метров (1840 на километр пути).

При изготовлении разделяют три вида шпал изготавливаемых из дерева, это:

  • обрезаемые,
  • с четырехсторонним пропилом,
  • полуобрезные c трехсторонним пропилом,
  • не обрезанные,
  • имеющие два противоположных пропила.

Форма сечения имеет свои зависимости приведенные в таблице:

Тип шпалы Толщина,H Высота пропиленных боковых сторон, H1 Ширина верхней пластины,B Ширина верхней пластины,B' Ширина нижней пластины, B1 Длина
Тип 1 180 ±5 мм. 150 мм. 180 мм. 210 мм. 250 ±5 мм. 2750±20 мм.
Тип 2 160 ±5 мм. 130 мм. 150 мм. 195 мм. 230 ±5 мм. 2750±20 мм.
Тип 3 150 ±5 мм. 105 мм. 140 мм. 190 мм. 250 ±5 мм. 2750±20 мм.

Особенное значение имеет влажность, для изделий из дерева она не может быть больше 22%. Для материала с повышенной влажностью существуют соответствующие госты, для разных пород дерева.

  • ГОСТ 6782.1, применяется для материала из породы хвойного дерева,
  • ГОСТ 6782.2, применяется для материала из пород лиственных деревьев.

Для изготовления опор применяют твердую древесину разных пород. Российские производители, в большинстве, применяют материал из сосны, пихты, кедра, ели. В более редких случаях их изготавливают из бука, ольхи и березы, лиственницы. Американские и Европейские производители используют материал из клена, дуба и эвкалипта.

Средняя продолжительность работоспособности зависит от материала, из которого она изготовлена, влияет на время эксплуатации и условия, где она установлена и пропиточные материалы. Время по длительности рабочего состояния может быть от 9лет до 40 лет. Для улучшения и увеличения продолжительности работоспособности, их насыщают каменноугольным маслом, антисептиком. От степени пропитки зависит и назначение согласно ГОСТ 78-2004, они могут быть:

  • для первого типа - главный путь,
  • для второго типа - железнодорожные станционные и подъездные пути,
  • для третьего типа – пути редкого применения, предприятия, малозначащие пути.

Правильная пропитка шпал.

Качественная обработка готового изделия антисептиком и маслом увеличивает сроки эксплуатации. Антисептик помогает в борьбе с деревянными вредителями, насекомыми и грибами. К пропиточному материалу применяются определенные требования. Антисептический состав должен быть по своим свойствам токсичен для насекомых и деревянных грибов, он должен хорошо впитываться деревом. Препарат, обладающий антисептическими свойствами не должен легко улетучиваться, вымываться водой из древесины, иметь высокие показатели стойкости. Требования, применяемые к антисептику очень велики, он должен составлять неотъемную часть свойств дерева, не влиять и не иметь коррозийных свойств, не подвергать воздействию оперяющихся на шпалу рельсы, в местах соединения. Антисептический материал должен быть не опасен для животных и людей, он должен быть доступен и сравнительно не дорогой.

Антисептики, применяемые производителями.

Производителями деревянных шпал применяются два вида антисептических материалов, это масляные и растворяющихся в воде.

Антисептик масляный, получается в ходе процессов перегонки каменного угля и дерева, применяется в естественном виде или с масляными разбавителями. Антисептик, растворяющийся водой, поставляется в сухом твердом виде, концентрацию раствора можно менять в зависимости от количества антисептика на литр воды.

Для пропитки деревянной шпалы широко применяют сланцевое масло и каменноугольное масло. Для получения каменноугольного масла необходимо произвести фракционную обработку каменноугольной смолы. Для получения сланцевого пропиточного масла, необходимо применить термическое воздействие на горючие сланцы. Каменноугольное масло нашло наиболее широкое применение в странах Азии и Европы, в Америке. В состав масла входят нейтральные углеводороды, фенол, нафталин, антрацен. Одним из главных свойств каменноугольного масла является его свойство противостояния вымыванию водой из дерева, оно очень токсично для вредных для древесины насекомых и жучков, не дает питательной среды для роста древесных грибков. Масло, изготовленное из каменного угля, не обладает летучестью, оно нейтрально к металлу и не разрушает структуру дерева.

К недостаткам каменноугольного масла можно отнести его неприятный запах, высокую способность к повышению горючести шпалы, после пропитки такие шпалы деревянные пропитанные нельзя подвергать лакокрасочной обработке.

Метод пропитки деревянной шпалы заключается в поглощении деревом под давлением креозота, или смеси креозота с мазутом (25% креозота, 75% мазута).

Пропитки из смесей, растворимых в воде бывают различной концентрации. В качестве сухих компонентов очень часто применяют минеральные соли.

Шпалы деревянные пропитанные являются одними из самых важных элементов верхнего строения железнодорожных путей, которые являются главной опорой для рельсов.

Они непосредственно предназначены для равномерного распределения давление возникающего от рельсов и передачи его на сбалансированное основание путей.

Их применение ни как не зависит от зоны размещения и поэтому они с успехом могут применяться как на нестабилизированном земляном полотне, так и на вечномерзлом грунте.

Причем угол поворота в таких путях может составлять до 350 градусов.

В то время когда рельсы только начинали строиться, и до середины 20 века основным материалом для их изготовления было только дерево, вне зависимости от условий их применения.

Шпалы деревянные пропитанные практически не изменили свой внешний вид за последние 100 лет.

Так же как и раньше основным материалом для их изготовления принято брать дерево, так как именно этот материал доступен в промышленных масштабах и легко может быть обработан.

И наверное единственным отличительным признаком с того далекого времени стала как раз пропитка древесины, которая используется для того чтобы защитить исходный материал от неблагоприятных факторов окружающей среды.

Основными породами древесины, из которых изготавливаются шпалы деревянные пропитанные, являются хвойные породы, к числу которых в большей степени относятся ель и сосна.

Так из ели выполняются практически 30% всех шпал, а из сосны – 70%. Это объясняется тем, что именно эти породы менее подвержены растрескиванию в отличие от древесины таких деревьев как кедр, или пихта.

Но одновременно с этим у сосны все эти свойства выражены даже менее чем у ели.

А, например использование древесины березы могло бы увеличить это свойство еще больше, но вот применение березы не допустимо, так как она быстро начинает загнивать.

Таким образом, методом проб и ошибок было установлено, что именно сосна является идеальным материалом для изготовления элементов для железнодорожного пути.

Если говорить о зарубежных странах то материалом, из которого производятся шпалы деревянные пропитанные, у них становятся только те породы дерева, которые имеют срок службы не менее 30 или 40 лет.

В противном случае, любой материал, не обладающий таким сроком эксплуатации, сражу же отсеивается из перечня допустимых материалов.

Так же если в стране преобладает тропический климат этот вид элементов для железнодорожного пути изготавливается металлическим, так как является единственно возможным из-за того что дерево в этих регионах разрушают термиты.

В России металл не используется для их изготовления по нескольким причинам, самыми главными из которых являются сильное шумообразование, подверженность коррозии, трещинообразования и электрической проводимости.

Шпалы деревянные пропитанные сегодня обрабатываются специальными каменноугольными маслами или антисептиками, что обеспечивает увеличение их срока службы до двух раз.

Так можно выделить основные преимущества, которые имеют шпалы деревянные пропитанные, из-за чего с огромной популярностью применяются в железнодорожном строительстве:

  • Износостойкость, прочность и долговечность даже при применении в условиях природно-климатических и переменных силовых взаимодействий, к числу которых можно отнести атмосферные осадки, посезонное замерзание и оттаивание, и колебание температуры окружающего воздуха;
  • Высокая сопротивляемость поперечным и продольным смещениям опор;
  • Технологичность и дешевизна при массовом производстве;
  • Диэлектричность и упругость.

 
Путевой инструмент
Устройства сигнализации, централизации и блокировки(СЦБ)
Материалы ВСП
Знаки путевые сигнальные железнодорожные
Запасные части для подвижного состава
Захваты рельсовые


Rambler's Top100

 © RailsTrade Продвижение сайта в Ростове-на-Дону
array(0) { }